В «Росатоме» – новый директор
В начале октября новым главой «Росатома» вместо Сергея Кириенко, ушедшего в администрацию президента, стал Алексей Лихачев.
У нового генерального директора «Росатома» больших связей с ядерной энергетикой до этого не было. За исключением того, что родился Алексей Лихачев в 1962 году в закрытом городе Арзамас-75 (Саров), где градообразующим предприятием является ВНИИЭФ – разработчик и производитель ядерных боеприпасов. Уже в 2010‑х годах, курируя в Минэкономики внешнеэкономическую деятельность, господин Лихачев эпизодически сталкивался с «Росатомом». Так, по информации некоторых СМИ, госкорпорация взаимодействовала с чиновником по вопросу введения постов атташе по атомной отрасли в посольствах и торгпредствах РФ за рубежом.
В 1985 году будущий глава «Росатома» окончил радиофизический факультет, в 1998 году – экономический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Доктор экономических наук. С 1987 по 1988 год работал секретарем комитета ВЛКСМ Горьковского научно-исследовательского приборостроительного института. В 1988‑1992 годах занимал должности второго секретаря, первого секретаря, секретаря Горьковского горкома ВЛКСМ. В 1992‑2000 годах – управляющий нижегородской социально-промышленной страховой компанией «Аваль». С 13 февраля 2015 года занимал должность первого заместителя министра экономического развития Российской Федерации.
По официальной биографии, с Сергеем Кириенко его преемник знаком еще с конца 1980‑х годов, когда они одновременно работали в Горьковском обкоме комсомола. По словам различных источников из правительства, Лихачев и Кириенко поддерживают дружеские отношения более двадцати лет.
Еще один эпизод пересечения карьер Сергея Кириенко и Алексея Лихачева – это партия «Союз правых сил» (СПС). Именно от СПС новый глава «Росатома» вошел в Госдуму в 2000 году (затем уже в парламенте входил во фракцию «Единой России»). В том же году он стал сопредседателем Нижегородского отделения СПС и уполномоченным по проведению президентской избирательной кампании Владимира Путина по области. В качестве депутата Госдумы господин Лихачев принимал участие в переговорах о присоединении России к ВТО, в работе Комитета парламентского сотрудничества «Россия – Европейский Союз» и комиссии парламентского собрания Союза России и Белоруссии по экономической политике.
В 2007 году Алексей Лихачев становится советником главы Минэкономики Эльвиры Набиуллиной, через год он возглавил департамент анализа и регулирования ВЭД, где занимался приведением законодательства в соответствие нормам ВТО и реформой торгпредств. В июле 2010‑го он стал заместителем министра экономики и главным переговорщиком от России в ВТО, отвечал за проведение торговых переговоров от РФ.
В Минэкономразвития он курировал ключевой блок внешнеэкономических связей, активно занимался продвижением несырьевого экспорта, руководил подготовкой сессий двусторонних межправительственных советов по торгово-экономическому сотрудничеству.
Лихачев имеет большой опыт международных переговоров, а одна из важнейших задач «Росатома» сегодня – международная экспансия; таким образом, дипломатический опыт Лихачева пригодится. Сейчас российская госкорпорация занимает первое место в мире по числу одновременно сооружаемых АЭС за рубежом – их 36, в то время как в России строится 8 энергоблоков. Портфель зарубежных заказов до 2030 года госкорпорация оценивает в 200 миллиардов долларов США. Безусловно, Лихачеву будет необходимо сохранить и приумножить иностранные заказы «Росатома».
Если говорить о конкретных задачах, то формально пока ни сам Алексей Лихачев, ни государство принципиально новых задач перед «Росатомом» не ставили. Например, премьер Дмитрий Медведев на недавней встрече с гендиректором госкорпорации заявил: «Рассчитываю на то, что вам удастся поддержать все, что было сделано в последние годы». Поэтому, как считает академик РАН Виктор Ивантер, директор Института народно-хозяйственного прогнозирования и председатель экономической секции в научно-техническом совете «Росатома», перед Алексеем Лихачевым стоит задача как минимум удержать достигнутый при Сергее Кириенко результат. С этим согласны многие специалисты, которые считают, что новый глава «Росатома» Алексей Лихачев попадает в структуру, которая была налажена и отработана до автоматизма.
«За последние годы «Росатом» стал современной корпорацией, которая, с одной стороны, добивается коммерческих результатов, с другой – эффективно поддерживает боеспособность ядерных сил и исключает повторение Чернобыльской катастрофы, – говорит Виктор Ивантер. – Кроме того, «Росатом» очень сильно вложился в экологию, отдал многие долги перед окружающей средой, сделанные еще в советское время. Важно, что он сохранил хорошие отношения с научным сообществом и в своей деятельности опирается на его мнение».
Такого же мнения, похоже, придерживается и сам Лихачев, уже после назначения заявивший корпоративному изданию «Страна «Росатом»: «У меня на госслужбе была возможность сравнить состояние дел в разных госкомпаниях, могу сказать – меня восхищает в «Росатоме» способность сочетать все лучшее».
На выставке «Атомекс-2016», которую «Росатом» организует для своих подрядчиков и поставщиков, речь главы госкорпорации тоже не посулила революционных изменений. С одной стороны, контрагентам был обещан объем заказов – рост зарубежного портфеля на десятилетний период. С другой – была подтверждена политика «Росатома» по урезанию расходов: Алексей Лихачев заявил, что с 2009 года на системе конкурентных закупок сэкономлено 500 миллиардов рублей. Сложившуюся структуру госкорпорации новое руководство тоже переделывать не намерено, по крайней мере, на первых порах. За десять лет в контуре управления «Росатома» были воссозданы или возвращены под управление госкорпорации целые производственные холдинги: урановый дивизион, группа компаний атомного машиностроения, инжиниринговая компания. Они замкнули производственную цепочку, которая в 2005 году без этих ключевых звеньев распадалась на куски. У «Росатома» есть долгосрочное стратегическое планирование. Не зря один из замдиректоров «Росатома» Кирилл Комаров недавно заявил: «Сейчас в стране мало компаний, которые имели бы план развития на период до ста лет, а вот в «Росатоме» такой план, во всяком случае «стратегическое видение, в какую сторону развиваться», есть».
Поэтому неудивительно, что новый генеральный директор госкорпорации назвал своей главной задачей на этом посту сохранение высоких темпов развития российской атомной отрасли и укрепление в ней культуры безопасности.
«Главная задача, которая сейчас передо мной стоит, – сделать так, чтобы тот высочайший темп развития, который отрасль набрала за последние годы, ни в коем случае не снижался, чтобы проекты в связи со сменой гендиректора не тормозились, чтобы укреплялась культура безопасности», – сказал он, и можно счесть это заявление программным.
Источник: Энергетика и промышленность России